«Задача коммивояжёра” заключается в поиске оптимального маршрута, проходящего через все отмеченные точки и возвращающегося в исходный пункт. А если добавить условия не проходить ни одну точку дважды и не пересекать собственный маршрут, то получится замечательная система для создания схем вышивки.
Собственно, именно так я с этой задачей и познакомилась. Давным-давно попалась в интернете подборка картин, выполненных таким способом, и я решила, что хочу это вышить. Картину я вышила, но, как часто у меня бывает, “недотемнила”. Взяла нитки очень нежного цвета, из-за чего рисунок плохо видно.
На этот раз я снова недотемнила. Но теперь ошибка не в цвете ниток, а в плотности узора. Что не помешало мне сделать из этого эксперимента уйму выводов, которыми я хочу здесь поделиться.
Ошибка с плотностью — самое непоправимое что может случиться с такой вышивкой. Вся работа выполняется одной линией и исправить что-то в конце не получится. В случае со светлыми нитями можно было хотя бы обвить ту нитку другой. Так что даже хорошо, что я ошиблась именно сейчас, когда вышивала образец.
Техника настолько специфична, что это совсем не праздный вопрос. Про сложные детализированные работы можно забыть — детали погибнут в изгибах “лабиринта”. Подойдут изображения отдельных предметов, животных или людей с плавным переходом тона. Если же переход должен быть резким, он должен быть по возможности крупным.
Пейзажи с крупными элементами тоже должны получаться хорошо. А вот городские сюжеты с домами и кучей мелких деталей придётся очень сильно упрощать. И, возможно там будет смысл некоторые линии пустить вдоль контуров зданий, чтобы подчеркнуть геометрию.
Для пробы я вышила шар с падающей от него тенью. Рисунок крупный, простой, с плавным переходом тона.
Начинать нужно с определения минимального расстояния между точками. Зависит оно от используемых ниток и ткани. Ещё до создания схемы нужно сделать несколько стежков для пробы. Самый маленький стежок и будет минимально возможным расстоянием между точками.
Чуть не забыла сказать — вышиваю я тамбурным швом. Никаких правил по этому поводу, конечно, нет. Можно выбрать любой шов, который вам нравится. Тамбурный я выбрала за плотность и простоту в поворотах.
Затем нужно разметить тоновые зоны на рисунке. В зависимости от работы может понадобиться работать двумя видами контура — контуром, который разделяет резкий переход между зонами и тем, который обозначает плавный переход.
Подумайте, не нужно ли изменить масштаб рисунка. Я изначально рисовала не очень большой, но и не очень маленький шарик, учитывая плотность вышивки. Но если брать готовый рисунок, а не рисовать с нуля, придётся поломать голову, какой размер вышивки сможет наилучшим образом передать все оттенки и детали.
Заполнение рисунка точками можно начать со всех контуров, где идёт резкий переход плотности. Если же таких нет, то с внешних контуров.
Рисовать будет легче, если заранее сделать набросок разных плотностей расположения точек на отдельном листочке. Потом его можно будет использовать в качестве эталона.
Это самый сложный и ответственный этап работы. Здесь у меня больше вопросов, чем ответов.
Начнём с того, каким материалом работать. Сперва я бы наметила линию карандашом. Его можно стирать, если что-то пошло не так. Но после проработки карандашом я бы обвела весь рисунок чёрным маркером той же толщины, что и будущая строчка. Благо, сейчас купить маркеры разной толщины проблемы не составляет.
В этой работе у меня второго этапа не было. А ведь именно он может показать, что где-то плотность линий не достаточна. Да, возможно придётся много перерисовать, но лучше потратить больше времени на этом этапе, чем понять, что что-то не так после того, как сделаешь последний стежок.
При рисовании линии иногда стоит делать перерывы, отходить от работы подальше и критически её разглядывать — не появился ли где-то нежелательный узор. Например, длинная светлая трещина, которую не пересекает ни одна линия.
Ниже — хороший пример подобной “трещины”. Если посмотреть на точки, проставленные на треугольнике, видно, что средний участок — самый разреженный, правый — самый плотный, а левый — что-то среднее между ними. Но когда я соединила точки линиями, два левых участка сильно приблизились по тональности. А правый отделился большим белым прогалом. Было бы намного лучше, если бы через этот “овраг” были перекинуты несколько мостиков. Это разгрузило бы средний участок.
На своём шарике я специально сделала “зубцы”, сходящиеся к самому освещённому месту. Таким образом создаётся плавный переход. Можно было бы дотянуться до точек, окружающих блик от контура шара и просто их соединить между собой, но тогда осталось бы большое пустое пространство до ближайших точек полутени.
Этого пустого пространства можно было бы избежать, в свою очередь, приблизив следующие точки и закрасив весь шарик линиями, повторяющими его форму, но тогда это уже меньше походило бы на “задачу коммивояжёра”.
Тут уж кто во что горазд. Лично я предпочитаю использовать подсвеченное снизу стекло, на которое кладу рисунок и ткань. На ткани рисую ручкой, чернила которой обесцвечиваются при нагревании, например фирмы Pilot.
Помню, как-то заказывала на Aliexpress ручки какой-то неизвестной фирмы. Очень уж цена была соблазнительная. Они и на бумаге-то писали с трудом. Никак не желали расставаться с чернилами и царапали поверхность. Так что лучше не экономить.
Теперь остаётся только вышить. Хотя тут тоже не так всё просто. Поначалу может оказаться, что линия становится то тоньше, то толще, а углы никак не желают оставаться углами, а всё норовят сгладиться. Но со временем станет понятно, с каким усилием и в какую сторону лучше тянуть нитку, чтобы строчка была равномерной.
Работать, кстати, легче без рамы или пялец. При работе с рамой для каждого стежка придётся делать два прокола, да ещё помнить о том, с какой стороны лежит нить. Если же вы держите ткань в руках, можно обойтись одним проколом, а нитка сама будет падать на левую сторону. У этого метода два недостатка: работать с большим куском ткани будет сложно и придётся очень много крутить ткань в руках. Особенно в тёмных местах, где строчка будет часто поворачивать. Но оно того стоит.
Наверное, единственным швом, помимо тамбурного, который сможет справиться с этой задачей будет шов “назад иголку”. Или бэкстич. Можно даже скомбинировать их в одной работе. Скажем, фон зашить бэкстичем, а некоторые объекты выделить тамбурным швом. Контуры можно нарисовать отдельные, чтобы не пересекались. А можно и в рамках одного контура менять шов.
Что-то много идей появляется. И вышивать их все я, конечно же, не буду.