Семплеры, в частности квакерские, — моя любовь с пятого или даже десятого взгляда. Я долго не могла понять, в чём прелесть и очарование этих вышивок. Я и сейчас этого не понимаю, но теперь они мне нравятся.
Для меня вышивка крестиком — это расслабление и умиротворение. Пока дело не доходит до смены ниток. Особенно на сложных схемах с кучей оттенков. Тут я не выдерживаю. Вышила пять крестиков (а иногда и того меньше) и пожалуйста: закрепить, обрезать, убрать остаток нитки, найти новый оттенок, вдеть нитку, закрепить и продолжить вышивать. Следующие пять крестиков.
Постепенно я с этим смирилась, но мечты о медитативной работе стежок за стежком меня не оставляли. Поэтому я решила выбрать проект с минимальным количеством оттенков. И замахнулась сразу на огромный семплер.
Не смотря на размер, вышиваются семплеры очень быстро. Ведь заполняется далеко не вся поверхность, а узоры очень простые, сидишь и тыкаешь иголкой в своё удовольствие.
Квакерами себя называют представители Религиозного общества Друзей, объединения независимых религиозных организаций, родом из Англии. Больше всего оно распространено в Северной Америке, Европе и Африке. Школа Экворт, которую посещала автор данной работы, расположена в Йорке и функционирует до сих пор. В наши дни это частная школа с проживанием. Одна из семи сохранившихся квакерских школ в Англии.
Квакерскую вышивку ни с чем не спутать. Она состоит из медальонов круглой, овальной, ромбовидной и даже шестиугольной формы. Встречаются и отдельные фигурки животных и растений. И, конечно же, почти ни один семплер не обходится без алфавита и цифр.
Любопытно, что элементы, расположенные по краю, целиком не вышиваются. Они делятся пополам и центр узора совмещается с краем вышивки. Благодаря этому на семплере можно разместить большое количество элементов, а край работы чётко видно.
Схема, по которой я работала, составлена по оригиналу вышивки, выполненной в 1800 году. Видно, что составитель схемы отнёсся к оригиналу с уважением. В ней остались даже явные ошибки мастерицы: необъяснимая асимметрия отдельных элементов, отсутствие крестиков там, где они явно должны быть, несбалансированное расположение элементов на полотне. Например, в левом нижнем углу бледный листик вышит вплотную к одному из полукругов. Его точно можно было разместить ближе к центру.
Сначала я старалась точно следовать схеме, потом начала исправлять самые явные ошибки, а потом просто вышивала, как получалось. Некоторые элементы остались нетронутыми. Другие стали более симметричными.
Изначально посередине вышивки должны были находиться имя автора и школы, к которой она относилась — Hannah Gilpin Ackworth School (Ханна Гилпин, школа Экворт). Но мне хотелось просто квадрат из узорчиков, поэтому я нашла квакерские же узоры ландышей и жёлудя и заменила ими текст.
Вышивать этот семплер я начала ещё в 2016 году. Потом был огромный перерыв, поэтому я уже не помню, как же я умудрилась так просчитаться с размером ткани. Возможно, я забыла, что прибавку на поля нужно делать с четырёх сторон а не двух. Либо сделала нужную прибавку, но забыла, что подвернула края, чтобы они не осыпались и, выбирая место начала вышивки, не учла этот подгиб. Так что мне ещё повезло, что вышивка поместилась на ткани полностью.
Край справа удалось каким-то чудом заправить в пяльцы, правда пришлось для этого распороть подгиб, а вот снизу пришлось пришивать кусок ткани.
Раньше семплер был оригинальным и очень надёжным способ сохранить на будущее понравившийся узор. Часто на семплерах встречаются цифры и алфавит, вышитый заглавными и строчными буквами. Потом этими элементами можно было воспользоваться для вышивки меток на одежде.
Для девочек и девушек вышивка семплеров была возможностью продемонстрировать своё мастерство. Вышитые с декоративной целью работы оформляли в рамы и вешали на стену.
Думаю, мою вышивку ждёт несколько иная судьба. Стены в доме не бесконечные, а свободные подушки у меня ещё есть. Так что быть ей наволочкой.
Стоило мне вышить последний крестик и снять работу с пялец, как и мне захотелось сделать что-то подобное — создать схему с минимальным количеством цветов и максимальным количеством пустого пространства. Фактически это блэкворк, в котором используется только заполнение крестиками! Во-первых, такие схемы простые. Во-вторых, они быстро вышиваются. В-третьих, я люблю всё монохромное.
Правда, когда до реализации этой идеи у меня дойдут руки, я не знаю. Учитывая количество уже имеющихся у меня проектов, допускаю, что это очередное “когда-нибудь”.